Воскресенье, 23.09.2018, 06:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Автомобили Сталина

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Реклама

ЗИС 110


В 1942 году, когда еще не был ясен исход войны, по личному поручению Сталина было принято решение о начале работ по созданию представительского автомобиля для высшего руководства СССР. Эта задача была поставлена московскому заводу ЗИС, имевшему  хорошую производству базу и опыт при создании модели ЗиС-101.

Учитывая особые симпатии вождя к американским Паккардам, было решено за образец взять американскую модель лимузина.  Из США  были доставлены несколько автомобилей-прототипов 1941 года. Это были два "Кадиллака" моделей "67" и "75", "Крайслер Империал" и три "Паккарда" (два небольших "Клипера" с автоматической трансмиссией и один гигантский "Паккард 180).  По совету начальника охраны Сталина генерала Власика выбор сделал на  самoм устаревшем и тяжеловесном привезенном автомобиле - лимузине "Паккард 180".

Главный конструктор Московского автозавода Борис Фиттермана по этому поводу записал: «…Сверху требовали: автомобиль должен быть близок к «Паккарду»! Генерал Власик – руководитель Гаража особого назначения (ГОН) утверждал, что Иосиф Виссарионович любит «Паккарды», и это должно быть учтено при проектировании. Но «Паккарды» 1941-42 годов были уже не теми, которые «нравились» Сталину. Те – большие и тяжёлые машины с двенадцатицилиндровыми двигателями и полудеревянными кузовами сходили со сцены. Однако из США были получены в качестве помощи от Рузвельта и прибыли на завод два «Кадиллака» 1942 года моделей «67» и»75» и три «Паккарда», два из которых были относительно небольшими «клиперами» -- машинами современного дизайна, нацеленными на будущее. Но генерал Власик настоял на том, что за основу нужно взять третью машину – «Паккард» серии 180 с восьмиместным туристическим кузовом». В то же время существует версия, что выбор на «Паккарде 180» был сделан не случайно, а после проработки конструкций всех отобранных автомобилей и проведённого их сравнительного анализа.

Автомобиль, получивший название ЗИС-110, внешне чем-то напоминал Паккард, однако сходство это было общее. Общее руководство всеми работами по созданию автомобиля ЗИС-110 было поручено заместителю главного конструктора по легковым автомобилям  Андрею  Островцеву, специально приглашённому на ЗИС для создания этого лимузина. Именно благодаря усилиям  Островцева и художника Германа была создана оригинальная модель, а не слепая копия  американского Паккарда. ЗИС-110 был полностью разработан в Советском Союзе. В отличие от американского прототипа у него не было подножек и запасных колес в крыльях.

20 сентября 1944 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял и утвердил образец нового легкового автомобиля.  За 10 месяцев  на заводе были подготовлены необходимые  чертежи, разработана технология, подготовлена требуемая  оснастка и оборудование. 20 июля 1945 года началась сборка первого опытного образца автомобиля ЗИС-110.  К концу 1945 года на московском автозаводе был возведен специализированный цех N5 для сборки отечественных лимузинов. Первая серия из 5 автомобилей ЗИС-110 была выпущена в августе 1945 года. В 1946 году ЗИС 110 прошел государственные испытания. 8 апреля 1947 новый шестиметровый семиместный правительственный автомобиль  был представлен в Кремле руководителям страны. После этого началось серийное производство. За создание ЗИС-110 конструкторам А. Н. Островцеву, Б. М. Фиттерману, Л. Н. Гусеву, А. П. Зигелю в июне 1946 года была присвоена Сталинская премия.

По сравнению с кузовными штампами  для изготовления  деталей автомобиля ЗИС-101, кузовные штампы для ЗИС-110 решили делать самостоятельно. С этой целью на заводе были изготовлены кузовные штампы из цинкоалюминиевого сплава.  Они были литые, а не штампованные,поэтому  обладали большей долговечностью при мелкосерийном производстве и не требовали  больших затрат металла, были несколько дешевле, и самое  главное, требовали меньше трудозатрат.

Автомобиль оснащался рядным 8-цилиндровым 4-тактным нижнеклапанным двигателем модели ЗИС-110, рабочим объёмом 6002 см³ и мощностью 140 л.с. при 3600 об/мин. До того, как в 1950 году появились грузовики ЯАЗ-210 со 165-сильным дизелем двигатель автомобиля ЗИС-110 был самым мощным среди отечественных автомобилей. Едва тронувшись с места на первой передаче можно было сразу переключаться на третью. Двигатель отличался исключительной плавностью и бесшумностью работы. Впервые в практике советского автомобилестроения двигатель имел гидротолкатели клапанов и привод распредвала бесшумной пластинчатой цепью Морзе (ранее такая устанавливалась на автомобили Русско-Балтийского завода). Двигатель ЗИС-110 работал настолько бесшумно, что лишь по индикаторной лампочке на приборной панели можно было определить работающий мотор.

Автомобиль был довольно тяжёлым: его снаряжённая масса была 2575 кг. Он мог развивать максимальную скорость 140 км/час и являлся в те годы самым быстроходным советским автомобилем. С места скорость 100 км/час ЗИС-110 набирал за 28 с. Автомобиль, оснащённый двигателем большого объёма, и имевший большую массу, потреблял топлива 27,5 л на 100 км пробега, даже при минимально достижимом расходе горючего на скорости 45 км/час он равнялся 18,5 л. Такому расходу соответствовал бензобак ёмкостью 80 л.  Выделялся ЗИС-110 и своими габаритами: длина – 6000 мм, ширина – 1960 мм, высота – 1730 мм, база – 3760 мм.

Впервые отечественный автомобиль был оснащен системой кондиционирования и радиоприемником. Кондиционер располагался в багажнике, а охлажденный воздух подавался через задние стойки. Спидометр имел трехцветную подсветку, которая менялась в зависимости от скорости движения. При скорости до 60 км/ч он имел зеленую подсветку, от 60 до 120 км/ч желтую, при скорости более 120 км/ч – красную подсветку.  

Всего, с 1945 по 1958 годы, было изготовлено 2089 автомобилей ЗИС-110.  Автомобили ЗИС-110 были предназначены в первую очередь для обслуживания высших партийных и государственных учреждений, но использовались также для работы в качестве «скорой помощи» и такси.  Правительственный автомобиль ЗИС-110 не предназначался  для продажи в частные руки.

  Двигатель: 140л.с./3600об/мин, рядный 8-цил., 4-тактный 6005 см3
  Степень сжатия: 6,85:1
  Диаметр цилиндра/ход поршня: 90/118мм
  Сцепление: однодисковое сухое
  Длина: 6000мм, ширина: 1960мм, высота: 1730мм
  База: 3760мм
  Колея передних колёс: 1520мм
  Колея задних колёс: 1600мм
  Дорожный просвет обеих мостов: 210мм
  Радиус поворота: 7,4м
  Коробка передач: 3-скоростная + задний ход
  Масса: 2575 кг
  Максимальная скорость: 140 км/ч
  Размер шин: 7,50x16 дюймов
  Ёмкость топливного бака: 80 л
  Расход топлива: 23 л/100км

  
  На базе ЗИС-110 было создано несколько модификаций:
   
      ЗИС-110Б
    * ЗИС-110А — автомобиль скорой медицинской помощи,
    * ЗИС-110Б — фаэтон со складной матерчатой крышей, выпускался с 1949 по 1957 год,
    * ЗИС-110В — кабриолет со складным электрическим тентом и стеклами, опускавшимися вместе с рамками, построен в 3 экземплярах
    * ЗИС-115 — автомобиль с бронезащитой,
    * ЗИС-110Ш — экспериментальный полноприводный автомобиль. Было создано 4 экземпляра: 2 на шасси Dodge WC51 и 2 на базе отечественных агрегатов. Впоследствии все 4 машины были уничтожены, дав начало       модели 110П.
    * ЗИС-110П — полноприводный автомобиль.
    * ЗИС-110Ш — штабной автомобиль,
    * ЗИС-110И — поздняя модификация с двигателем и коробкой-автоматом от ГАЗ-13. Переделывался на ремонтных базах согласно официально распространяемой инструкции с завода ЗИЛ.




 ЗИС-110  в те годы являлся самым мощным  и быстроходным отечественным автомобилем, способным разгоняться до 140 км/ч.
                                                                                                                                     
                    


Сталин не только сам принимал подарки, но нередко и передавал в качестве подарков автомобили, в том числе ЗИС-110. Один из таких лимузинов вождь подарил Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Первому. Как писала тогда "Правда", главная газета страны,:«…Русской Православной Церкви: За помощь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками». Будучи в юности семинаристом и хорошо зная каноны православной церкви, глава самого атеистического государства поручил подготовить автомобиль в зеленом цвете. Зеленый цвет считается Патриаршим цветом.

В настоящее время подарок Сталина стоит в Ломаковском автомотомузее в Москве.








Еще один ЗИС-110 в 1949 году Сталин подарил молодому тогда руководителю Северной Кореи Ким Ир Сену. Любопытна последующая история с этим автомобилем. Во время Корейской войны и стремительного отступления северян автомобиль был брошен и достался противнику. Неведомыми путями впоследствии сталинский подарок очутился в США, где как предмет коллекционирования переходил из одних рук в другие.  Однако, власти Южной Кореи приложили максимум усилий по поиску и последующему выкупу лимузина. В 1982 году автомобиль вновь оказался в Корее и в настоящее время находится в музее авиации и космонавтики недалеко от южнокорейского города Сачхон. Еще одна деталь, в 1996 году лимузину вернули первоначальный цвет, черный, вместо красно-оливкового, который был у него в Америке.

   
 
        
Поиск
Реклама